МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ АТАКИ И СКОЛЬЖЕНИЯ
В предыдущем параграфе было показано, что вместо трех параметров Vxlj Vvu Vzi можно пользоваться параметрами V, а, р. Методы измерения скорости были изложены в предыдущих главах. Рассмотрим методы измерения углов а и Р.
Прежде всего углы аир можно измерять непосредственно’ при помощи специальных флюгеров. Простейший флюгер такого типа состоит из статически уравновешенного крылышка, укрепленного на оси, вокруг которой он может вращаться. Флюгеры этого типа практически применяются только в комбинации с насадком скорости, ко-гда нужно иметь насадок, устанавливающийся по потоку; например, такого типа флюгеры применялись при изучении штопора, когда диапазон углов атаки значительно превосходит диапазон углов, в котором насадок работает без погрешностей. Угол поворота такого флюгера можно замерять при помощи потенциометра с электрической
передачей на вольтметр, либо при помощи любого самописца угловых перемещений, применяемого обычно для записи углов отклонения рулей (СОР).
Однако флюгеры этого типа применяются редко, так как их стабилизация недостаточна, а измерять непосредственно угол поворота без увеличения масштаба очень трудно. Поэтому обычно применяют более совершенный флюгер, схема которого представлена на фиг. 12.5. Флюгер этого типа состоит из двух крылышек Ь, профилированных для простоты по дуге окружности и сидящих на стержне а. Перемещения стержня а передаются двум стержням d, сходящимся под небольшим углом и вращающимся на осях, укрепленных в основании с. На концах стержней d укреплены трубки е, служащие противовесами. Легко видеть, что такой флюгер стабилизирован значительно
сильнее, чем обычный, а путем подбора геометрических соотношений можно угол атаки переводить в поворот стержня в увеличенном масштабе.
—— ————- І-В
Фиг. 12.6. «Двурогий» насадок
для измерения угла атаки.
Угол атаки можно измерять также при помощи «двурогих» насадков, схема которых приведена на фиг. 12.6. При отклонении вектора скорости в плоскости насадка от его оси симметрии АВ давления, воспринимаемые обоими «рогами» насадка,
будут иметь разные значения pi и р2. Величина -—— зависит
Р
от угла атаки. Следовательно, измерив pi и р2, можем определить угол атаки. Предварительно такой насадок надо оттари — ровать в воздушном потоке.
Общим недостатком флюгеров и насадков всякого вида является то, что они измеряют не истинный угол атаки относительно вектора скорости самолета, а угол атаки (или скольжения) в возмущенном потоке. Поэтому их либо необходимо выносить очень далеко вперед от крыла, либо очень тщательно тарировать. Если флюгер применяется для измерения угла атаки, его обычно тарируют в горизонтальном полете, измеряя одновременно угол тангажа при помощи инклинографа или уклономера. Однако даже при такой тарировке трудно расшифровать и оценить показания флюгера при неустановившемся движении. Если флюгер применяется для замера угла скольжения, то обычно только из ряда горизонтальных полетов без скольжения
определяют нулевое показание, поправку же на скос определить практически невозможно, если предварительно не оттарировать самолет с флюгером в аэродинамической трубе, что очень дорого и трудно. Наконец, применение флюгеров и насадков при больших скоростях полета вызывает дополнительные затруднения из-за плохою обтекания.
По этим причинам непосредственный замер углов атаки и скольжения производится весьма редко и только при специальных исследованиях.